ВАЖНО

Зачем нужен АУТСОРСИНГ?

Объективно аутсорсинг нужен российскому бизнесу как дисциплинирующее начало. Однако массовому и успешному применению этой модели мешают субъективные факторы. В том числе — искаженное представление о сути, фактической стоимости, выгодах и неизбежных недостатках передачи непрофильных бизнес-процессов на сторону.
Когда в России сегодня говорят об аутсорсинге, в графе «минусы» чаще всего оказывается три пункта: «Сторонние исполнители не могут знать всей специфики бизнеса клиента, так как они работают поточным методом», «Повышается риск утечки информации» и «Аутсорсинг стоит денег». Увы, подобные представления настолько сильно впечатались в сознание многих руководителей, что совершенно забыто было главное, а именно финансово-экономические показатели. А ведь только они способны дать аргументированный ответ на вопрос о том, что лучше: традиционный инсорсинг или аутсорсинг!
Российские предприниматели учатся ныне считать гривенники. Да, это еще не копейки, но все равно — мелкая монета. Еще недавно борьба шла за десятки процентов, а теперь — за проценты. Как следствие, нарастает интерес к аутсорсингу: может ли в такой ситуации передача непрофильных бизнес-процессов на сторону превратиться в один из способов экономии?
Чтобы ответить на этот вопрос, для начала следует разобраться с источниками получения прибыли, то есть разницы между доходом и расходом.
Стремление к сокращению расходов, связанных с инсорсингом, вполне логично. Вот почему ход рассуждений генерального директора компании, получившего предложение передать тот или иной бизнес-процесс (скажем, определенный участок бухгалтерии) на аутсорсинг, примерно таков: «Зачем отдавать 120 тысяч рублей в месяц, если своему бухгалтеру, который прекрасно справляется с этой работой, мы платим 30 тысяч»? Вот в этом-то и заключается наипервейшая проблема, да что там проблема — беда многих топ-менеджеров. Они сравнивают аутсорсинг и инсорсинг напрямую.
Встречаются весьма продвинутые управляющие, которые используют поправочные коэффициенты (от 1,5 до 2), поскольку понимают: номинальную стоимость работ аутсорсера нельзя лоб в лоб сопоставлять с расходами на инсорсинг. Однако когда спрашиваешь их, откуда взялись эти цифры, «продвинутые» лишь пожимают плечами.
И тот и другой подход в корне неверны. Ведь нынешняя зарплата одного офисного сотрудника не превышает 20–25% от всех издержек, включающих затраты на обслуживание рабочего места (электричество, компьютер, Интернет, телефония, уборка, кондиционеры…), аренду и административно-управленческие расходы. Расходы, которые, заметим, постоянно растут. Значит, реальную стоимость каждого сотрудника следует рассчитывать, умножая зарплату на 4, а то и на 5. А раз так, бухгалтер из приведенного нами примера, получающий 30 тысяч зарплаты в месяц, на самом деле обходится организации в среднем в 135 тысяч рублей, а то и дороже.
На первый взгляд услуги аутсорсинга и правда могут стоить «дорого». Однако если хорошенько посчитать, то может оказаться, что на самом деле, передав те или иные бизнес-функции на сторону, вы даже экономите по сравнению с инсорсингом. Хотя, заметим, это далеко не главное преимущество аутсорсинга как такового.
Вторым источником прибыли я бы назвал увеличение дохода за счет более твердых (опять-таки по сравнению с инсорсингом) гарантий выполнения аутсорсером работы в срок.
Оценивая стоимость выхода на тот или иной рынок, предприниматели хорошо понимают: входной билет дорожает день ото дня. Следом же начинается качественное расслоение бизнесменов на тех, кто четко представляет себе, сколько стоит потерянный день, и тех, кто пребывает в опасном спокойствии. Но может быть, достаточно вымуштровать собственные кадры и увеличить выработку на каждого сотрудника, повысив эффективность и конкурентоспособность предприятия? Увы, все не так просто, как кажется.
Любой топ-менеджер или линейный руководитель на самом деле находится в жесточайшей зависимости от своих подчиненных. Вот почему сегодня, когда сотрудник неожиданно заявляет: «Я ухожу!» — его начальник впадает в легкую панику, а то и в полноценную депрессию. Ведь этот работник — не просто «пешка» или «винтик», а ключ к информации и целому ряду невыполненных, недоделанных работ. Как следствие, руководители нередко вынуждены многое прощать персоналу. В том числе — несвоевременное выполнение порученной работы, что немедленно отражается на бизнесе компании в целом.
В России до сих пор не слишком волнуются, когда свой, штатный сотрудник тратит на выполнение работы в два раза больше времени, чем планировалось. И совершенно напрасно, ведь в итоге работодатель заплатит за эту работу на 80% больше. Накладные расходы ведь увеличиваются вдвое! Нерадивых сотрудников журят, отчитывают, пугают санкциями, иногда штрафуют или лишают бонусов. Но нередко руководители разводят руками («Ну что поделаешь!») и просят «в следующий раз» не тянуть с порученным заданием.
Между тем аутсорсер весьма и весьма заинтересован в выполнении взятой на себя работы в срок. Ведь это одно из его, аутсорсера, конкурентных преимуществ! В противном случае заказчик быстро найдет себе другого, более надежного поставщика услуг. Да и оплата работ аутсорсера, как правило, осуществляется после выполнения задания. Попробуй тут не уложись в согласованные сроки! К тому же топ-менеджер компании-заказчика по понятным причинам всегда готов к жесткому диалогу с внешними контрагентами.
Наконец, будем иметь в виду, что аутсорсинг приносит дополнительную прибыль за счет получения более качественной работы. На внешнем рынке легче найти адекватное предложение, чем внутри компании, по очень простой причине: выбор многократно больше. Одновременно сокращаются возможные потери и появляется потенциал для повышения уровня создаваемых продуктов и услуг, и это формирует конкурентное преимущество.

  • ЗАО «Актив Инвест»